21-го марта, вечером последнего рабочего дня, когда просто положено расслабляться и отдыхать, я преодолевала неблизкий путь до клуба «Релакс» и страшно злилась, потому как дорога от метро, на которую должно было уйти минут 5, заняла все 20 из-за жуткого порывистого ветра и традиционного пятничного оживления доблестных работников милиции, проверяющих документы практически у всех, кто не обладает белокурой косой и голубыми глазами, а особенно у тех, на чьем лице замечен отпечаток некоторого восточного происхождения. Однако все сотрудники служб охраны порядка и общественного спокойствия остались несолоно хлебавши, к своему несчастью и моему исключительному удовольствию обнаружив наличие в моем паспорте московской прописки. Следующим номером программы для меня стало ожидание списков и раздача (по доброте душевной) страждущим и бедствующим девицам мелочи, дабы они могли приобрести спиртного или билет на проходящее в стенах клуба мероприятие.
А мероприятие обещало быть довольно интересным. Участвовали в нем КОМАТОZZ, ЧЕРВОНА РУТТА, СТИНГЕР, БЕНЗОБАК и другие… Другими, если верить сайту группы КОМАТОZZ, оказались WHOI. Видимо, конец именно их чудовищного выступления мне и удалось застать, оказавшись-таки, наконец, в стенах клуба. Под конец они пели про экзамен автоматом (или с автоматом), а закончили выступление песней «Шлюха», хотя уже когда объявляли последнюю песню, измученый их опусами народ умолял группу покинуть сцену. Незамысловатые тексты сопровождались звуковой кашей, в которой музыканты, видимо, усмотрели некое новаторство, а в целом их выступление было здорово похоже на затянувшуюся настройку. В общем, ребят проводили с воодушевлением.
Следующими на сцене нарисовались БЕНЗОБАК, которые чрезвычайно долго настраивались, но при этом не менее долго и очень мило извинялись за всяческие заминки. Расстроенная публика уже не верила, что дождется выступления многострадальных музыкантов, сражающихся со звуком, однако, когда терпение было уже на исходе, ребята ринулись в бой. И никто не остался равнодушным. Потому как сет БЕНЗОБАКА был просто замечательным. Живым, ярким, зажигательным и энергичным. С самого начала их программы публика активно участвовала в происходящем и здорово поддерживала музыкантов, задорно подпевая им уже во время исполнения первой песни – «Велосипедисты». За ней последовала «8 марта», еще остающаяся актуальной, хотя праздник уже минул. Песня очень жизненная, ребята жалуются на то, что это не их праздник, а все же оказывается, что именно они и отмечают его лучше всех… Все верно. Так и стоят перед глазами сомнительные картины, которые довелось мне наблюдать вечерами в метро 8 марта, а также в дни, соседствующие с этим «праздником». Дамы разносят по домам своих потерявших в большинстве своем человеческий облик кавалеров… Так чей это праздник? Затем БЕНЗОБАК радовали публику такими славными композициями как «Ни минуты покоя», страстно любимой народом «Торговец вредными привычками», «Фонари», кавер-версией страшно популярной когда-то песни про электричку. Разбавили ребята свое мощное выступление и композицией помедленнее – «D.I.Y», в которой, видимо, излагали свою принципиальную позицию, не забыв проехаться по ТАРАКАНАМ!, ЭЛЕКТРОНИКАМ и т.д. После этого группе сообщили, что надо играть последнюю песню и, расстроившись, Бензобак решил напоследок сыграть традиционную «Счастливого пути» с очень грамотным и стильным речитативом, напомнившим мне манеру Васи В. образца конца 90-х. Кроме того, музыканты своеобразно проинструктировали людей в зале, пообещав, что если публика будет настаивать, то «на сладкое» все же будет исполнен любимый многими кавер на суперпопулярную песню Селин Дион «My heart will go on». Однако (вот незадача), когда ребята уже попрощались, им сообщили, что надо сыграть еще одну песню, тут музыканты вновь расстроились, но все-таки сыграли на посошок композицию «Партизаны».
На удивление юные СТИНГЕР, не мудрствуя лукаво, решили не представляться сами, а предоставить возможность объявить их госпоже Сундуковой… Точнее – ее голосу… Просто включили записанное ею вступление к песне коллектива, заготовленное для одной из тематических передач «Панкомат», занимающей с начала года достойное место в сетке вещания «их» радио. А сами музыканты в течение этих двух-трех минут самодовольно улыбались, гордо переглядывались и перемигивались, а в целом выглядели довольно комично и глупо. Ну, журналист тоже человек, ему периодически звонят, бывает, что и в вовсе неподходящее время, короче 2-3 песни СТИНГЕРА я была вынуждена пропустить. Однако, вернувшись обратно, отслушала новую композицию «Просто панк-рок», оценить которую было сложно. Чем команда уж точно отличилась, так это грязным звуком, из которого выбивался лишь неплохой ударник. О том, что ударник профессиональный, оповестила всех еще пресловутая Сундукова, однако это было необязательно – и так слышно. Да и вообще, суровый дядька в летах мало того, что стучал здорово, так и внешне выделялся на фоне молоденьких неоперившихся юнцов. Во время исполнения песни «Первый раз», душещипательной истории о тяжелой судьбе пятнадцатилетней девицы, в первый раз (что следует из названия) пустившейся во все тяжкие, вокалист вступил в неравную схватку с микрофонной стойкой. Сражался он с ней вплоть до конца выступления, и весьма самоотверженно, однако, победителем ему выйти из этой схватки не удалось. Завершала сет СТИНГЕРА устрашающая композиция про воров, урон, нанесенный квартире, в которой они побывали, а также страшной мести хозяина жилища, заточившего по этому случаю топор. На этом СТИНГЕР удалились и уступили сцену одной из наиболее ожидаемых команд – ЧЕРВОНОЙ РУТТЕ. Оживившиеся девицы облепили сцену, заняли все стратегически важные позиции, широко распахнули прекрасные глаза и принялись умиленно улыбаться. Стандартная мизансцена. Вот только ЧЕРВОНА РУТТА, пообещав новые песни, ринулась в бой с таким задором, которого я, например, вовсе не ожидала. Улетучились свойственные коллективу прежде и слегка коробившие излишняя томность и запредельная чувствительность. Теперь же остались лишь профессионализм (не могу обойти вниманием делающего успехи ударника), сыгранность, бодрый настрой, мелодичность и распевность, а также в меру трогательная и романтичная лирика. Начав сет с уже полюбившейся многим песни про депрессию (которая явно пугает любителей творчества ЧР…зачем же менять профессию, раз все очень здорово?), музыканты продолжили его композицией о скорее всего несчастной любви (раз уж «утерян номер телефона», то счастливой ее, наверное, не назовешь), а затем порадовали очень запоминающейся и распевной «Астропрогнозы». Здесь распоясавшихся (а точнее – просто неумелых) стейдждайверов вынуждены были попросить прекратить хождение по сцене, потому как наносят они исключительно урон. Любой вменяемый стейдждайвер знает, что он может аккуратно вылезти на краешек сцены и сразу же прыгнуть обратно, а вовсе не расстраивать музыкантам инструменты, путаться в проводах и, что гораздо хуже, лишать поющих товарищей (особенно, если руки у тех заняты инструментами и отбиться нет никакой возможности) зубов. Если же говорить о публике вообще, то она была настроена чрезвычайно благодушно, вот только жутко раздражали вопли вроде «Сказку давай!», раздававшиеся постоянно. Неужели сложно послушать несколько других неплохих песен, тем более, что уж чего-чего, а «Сказки» публику никто не лишит.
«Снег, холодный дождь…» ублажила впечатлительных девиц, жизнеутверждающая композиция о «правильных аккордах», которые всем рано или поздно суждено найти, развеяла грусть, а фантастически трогательная пьеса о телефонных переговорах в одностороннем порядке (это когда дама, например, звонит и молчит в трубку) не только растрогала, но и умилила.
А вот новая композиция про гадание на ромашке (дескать, любит-не любит, хочет-не хочет) так и вовсе поразила. Музыкальный ряд в тональности чуть пониже привычной вынудил и фронтмена группы петь пониже, что, на мой взгляд, звучало просто изумительно. Ну а ближе к концу сета (когда к группе присоединился опоздавший Алексей Иванов) ЧЕРВОНА РУТТА порадовала своих поклонников серией хитов: «Друзья», «На Марс!». Завершила же выступление группы традиционная «Сказка», «лучшая песня коллектива», по словам Андрея Шабаева. Вот только негоже путать слова лучшей песни, даже если это и выглядит довольно мило.
После душевной и романтичной ЧЕРВОНОЙ РУТТЫ сцену, наконец, заняли хедлайнеры вечера – КОМАТОZZ. Хотя мне и не слишком нравится эта команда, я попробую продемонстрировать чудеса профессионализма и объективности. Команда – мощная, энергичная, грамотно контактирующая с аудиторией и очень органичная. Фронтмен, к счастью, отмыл голову от жуткого джинсового цвета, да еще и облачился в футболку с ликами девушек из группы «Тату» (спасибо, не с избитой фразой «Х** ВОЙНЕ»). Чего не отнимешь у лидера КОМАТОZZ’а – так это умения завести зал. На редкость здорово он находит общий язык с народом, прирожденный дипломат (хотя, конечно, не обходится и без некоторого заигрывания с публикой). Пожимает всем руки, с каждым говорит и обладает редким умением обращаться к залу так, словно обращается к каждому в отдельности. Браво! КОМАТОZZ бросились с места в карьер, исполнив гимн, посвященный родному городу – «Москва». Затем последовала мощная и поучительная композиция «Армия», чем-то напоминающая творчество DISTEMPER’а, но, возможно, она мне показалась таковой из-за вокала фронтмена – эдакого доблестного мачо. Зал на протяжении всего выступления команды пребывал в экстазе, любит их народ, с этим не поспоришь. А КОМАТОZZ всячески публику ублажали, заявив с самого начала, что будут играть те песни, которые заказывали посетители их сайта, и даже умудрились извиниться, если что-то добавят от себя… «Футбол», ясное дело, была пропета всем залом, равно как и традиционный русскоязычный кавер на «If the God was one of us». Кстати, надо признать, что на этот раз не показалось, что выступление КОМАТОZZ’а было чересчур перегружено каверами (видимо из-за того, что сет их не был таким коротким, как 9-го числа). Объявленная песня «про секс» опять же ознаменовалась весельем в зале и задорными воплями «дай-дай-дай-дай». «Амнезия», правда, немного остудила пыл собравшихся. Новая композиция, начавшаяся с романтического пассажа и милого текста о посиделках на скамеечке (вроде бы ничто не предвещало беды), обернулась жесткими воплями фронтмена от лица девицы, срочно требующей водки. Ближе к концу сета расположилась целая череда хитов: кавер-версия композиции ГО «Поганая молодежь» и жутко востребованная песня про помойку. Предупреждение же о том, что необходимо играть последнюю песню, поставило и музыкантов и публику в логический тупик. Люди ждали кавера «На недельку…», а музыканты предлагали сыграть «Пиво, девки и панк-рок». Пришлось даже голосовать, и публика выбрала кавер-версию, что настораживает…
По окончании действа бодрая и разгоряченная публика с жалостью собиралась покидать гостеприимный «Релакс», кто-то переживал, что не успевает на ЭЛЕКТРОНИКОВ, однако на следующий день многие договоривались встретиться в СДК МАИ. Это, однако, совсем другая история…
А за пределами «Релакса» всех ждал жуткий, сбивающий с ног ветер, раскатанный лед и все еще никакого намека на скорое наступление весны.